Велопутешествие из Москвы в Лиссабон

Я давно мечтал отправиться в большое путешествие по Европе и в 2014 году решил поехать из Москвы через всю Европу в Лиссабон на велосипеде.

Мой маршрут
Мой маршрут

Раньше я ездил путешествовать в одиночку, но в этот раз так получилось, что мы договорились с Ярославом Тарасовым поехать вместе. От подробного плана маршрута решили отказаться, чтобы не ставить себе лишних ограничений. Было лишь направление – на запад.

Ярослава до поездки я не знал. Познакомились мы ВКонтакте в группе про путешествия, где он как раз искал напарника для путешествия в Лиссабон.

Я и мой напарник Ярослав
Я и мой напарник Ярослав

На своем велосипеде Bergamont Horizon 6.2 Gent 2012 на тот момент я уже проехал более 14 тыс. км и он доказал свою надежность и пригодность для дальнего путешествия. Я только добавил к велосипеду более удобный руль «бабочку» и самодельный передний багажник.

17 августа я выехал из дома, а на следующий день под Можайском встретился с Ярославом и оттуда мы стартовали в Европу.

Дорога до Беларуси – трасса М1 очень холмистая, с узкими обочинами и множеством грузовиков, поэтому ехать было непросто.

Беларусь

Пейзаж заметно изменился – вдоль дорог поля, пастбища с коровами и козами, а трасса стала заметно лучше – отличный асфальт и широкие обочины.

Первым делом мне нужно было купить SIM карту для интернета и я заехал в Оршу. В городе было неплохо – чисто и аккуратно.

В Минске мы были проездом. Город с очень просторными чистыми улицами, архитектура советская. Площадь независимости в центре напомнила мне манежную площадь в Москве. Рядом находится красивый католический храм – Красный костёл.

В поселке Гатово (пригород Минска) останавливались у Михаила, который следил за нашим путешествием и позвал в гости. После ночей в палатках мы очень радовались домашнему уюту.

С Михаилом в Гатово
С Михаилом в Гатово

Следующие несколько дней погода сильно испортилась. Мы промокали под дождем, из-за этого я ехал очень быстро, чтобы согреться. Мой напарник уставал, иногда я останавливался и ждал его. Один раз успел даже попить кофе на заправке, а он потерял меня из поля зрения и ему было непонятно, уехал ли я вперед или отстал.

Силуэт зубра в Брестской области
Силуэт зубра в Брестской области

Нам повезло, что в те дождливые дни нам удавалось на Каучсерфинге найти ребят, которые нас приютили. В Барановичах мы останавливались у Юры, а в Бресте у Димы.

Это был мой первый опыт использования Каучсерфинга, я был приятно удивлен гостеприимству людей.

Брестская крепость
Брестская крепость

В Бресте мы пробыли недолго. Утром посмотрели Бресткую крепость, а потом поехали к границе с Евросоюзом. Мне не терпелось наконец оказаться в Польше, но у нас возникла трудность – пересекать границу на велосипеде на этом посту было нельзя. Я предложил Ярославу попросить помощь у людей, которые пересекают границу на машине, но ему эта идея не понравилась – он предложил поехать в объезд, на что я не согласился. Мне повезло увидеть большую машину как раз с багажником для велосипеда. Договорившись с водителем, я без проблем пересек границу. Этот процесс занял пару часов.

На границе с Польшей
На границе с Польшей
Польша

После полудня я был уже в Польше. Встретил Ярослава, который тоже успешно пересек границу на машине. По обоюдному согласию мы решили разделиться, теперь каждый поедет по-своему, потому что у нас разный темп, разные мысли по поводу маршрута и остановок. Каждому по отдельности будет лучше и интереснее!

Получив приглашение от Оли и Олега из Варшавы, которые следили за моим путешествием на сайте aerobia.ru, я решил обязательно в этот день попасть к ним, потому что они меня ждали. Мне предстояло проехать 220 км. В полночь я был у них. Они предложили мне остаться в гостях еще на один день и утром мы вместе пошли на прогулку.

Я в Варшаве
Я в Варшаве

С Олей и Олегом мы прогулялись по центру, с узкими улочками, передающими колорит старого города, посетили знаменитую Варшавскую библиотеку, на крыше которой находится ботанический сад, вкусно поели в ресторане. Варшава поразила меня своим масштабом и красивым историческим центром. Раньше я такого не видел. Там уютно и есть все для комфортной спокойной жизни.

Дороги в Польше идут по большей части вдоль бесконечных кукурузных полей, яблочных садов и прочих сельскохозяйственных земель, реже через лес. Вело инфраструктура в городах хорошо развита, проложены велодорожки и много велосипедистов.

Почти вся Польша очень ровная, но ближе к Чехии начинаются холмы и даже небольшие горы. Поднимаясь на них, я потратил немало времени.

Чехия

В Праге я пробыл три дня в гостях у Ани. Ее дом находится в районе Горомержице на большом холме, с которого открывается впечатляющий вид на город. Центр очень живописный, но из-за больших толп туристов у меня складывалось впечатление, будто я на базаре. Мне очень понравился парк на холме Петршин – там много извилистых тропинок, деревья, обросшие вьюнами и красивые панорамы на город, и что удивительно, в парке было тихо и безлюдно.

За время в Праге я много гулял с подругой Ани по имени Зу. Она полячка, хорошо разговаривает по русски и даже путешествовала автостопом через Россию в Китай.

Вместе мы посетили выставку современного искусства, вьетнамский рынок и различные кафе.

Германия

При въезде в Германию я сразу заметил большую разницу. Дороги идеальные, везде чистота, трава вдоль дорог подстрижена даже за городом. В 40 км от Регенсбурга началась широкая велосипедно-пешеходная дорожка, которая проходит далеко в стороне от основной трассы, и проложена так, чтобы свести к минимуму перепады высот, а на пути в Мюнхен я ехал по веломаршруту D11 вдоль Дуная.

Утренний Мюнхен производит совершенно другое впечатление по сравнению с вечерним. Много людей ехало на велосипедах на работу, они торопились и обгоняли меня. Велосипеды у немцев очень разнообразные – от ржавых развалюх до роскошных и изысканных. В центре города много дорогих автомобилей.

Гуляя по Мюнхену, я зашел в кафе, где хозяином был бразилец Сандре – он стал расспрашивать, откуда и куда я еду, и когда узнал, что я приехал из Москвы на велосипеде, решил меня бесплатно накормить: сделал вкусные поджаристые тосты с сыром, цукини и зеленью, угостил кофе с домашним печеньем и даже звал пожить к себе домой. Но я решил не задерживаться в городе и поехал дальше на юг – к Альпийским горам и замку Нойшванштайн. По пути я видел много чистых озер, извилистых холмов, небольших деревень с красивыми домами в традиционном немецком стиле, а на пастбищах паслись коровы и овцы.

Когда до замка оставалось 30 км, синеватые силуэты Альпийских гор уже просматривались на горизонте. Приехав к замку Нойшванштайн, я купил билет на экскурсию за 12 евро, до ее начала у меня было еще 3 часа свободного времени, которое я провел катаясь вокруг горного озера рядом с замком. Там было много крутых подъемов, мостиков над ручьями.

Озеро Alpsee
Озеро Alpsee
Нойшванштайн
Нойшванштайн

Замок Нойшванштайн изначально строился для короля Баварии Людвига II, который хотел построить замок своей мечты. Снаружи замок мне казался больше, чем внутри, он празднично украшен, в нем присутствует атмосфера сказки и волшебства.

Франция

Переехав реку Рейн я оказался во Франции. Здесь нет такой идеальной частоты, как в Германии. Города и деревни выглядят более уютно и добродушно. Поля не так идеально выстрижены, а французский язык звучит приятнее. Мне часто приходилось сталкиваться с тем, что французы абсолютно не понимали английского языка, а я не понимал французского, поэтому общались жестами.

Не секрет, что Франция славится своим сыром. Я не удержался, чтобы вдоволь им наестся. Больше всего мне понравился Камамбер и сыр и козьего молока в форме колбаски – снаружи твердый, а внутри мягкий, даже текучий.

Я в г. Монлюсон
Я в г. Монлюсон

Однажды в кемпинге ко мне подошел сосед, пожилой голландец, который путешествует на микроавтобусе Фольксваген как у хиппи. Английский он знал плохо, как и я, но мы все равно смогли поговорить. Он дал мне свой адрес в Голландии и сказал, чтобы я заезжал в гости, если вдруг буду в тех местах. Позже, когда я был дома, он прислал мне письмо в котором я почти ничего не понял 🙂

Увидел как растет виноград в Бургундии. На кустах висят большие спелые грозди, а рабочие собирают его руками, складывают в коробки и увозят на грузовиках. В качестве живой изгороди растет ежевика, на ней много ягод, но их никто не собирает.

Винный погреб
Винный погреб

По пути познакомился с Виктором из Австрии – он тоже путешествовал на велосипеде. Виктор знал русский, потому что он родился и провел детство в Москве. На один день он составил мне компанию.

Виктор
Виктор

В Лиможе я остановился в гостях у Натальи и она повела меня на экскурсию. Город очень старинный. Некоторые дома сохранились с XVI века. Фасады очень узкие и компактные, потому что во время их постройки был высокий налог на землю, и чтобы платить меньше, строили многоэтажные узкие дома, чаще всего 5 этажей. В этих домах и сейчас живут люди, но планировка квартир не самая удобная. Потолки невысокие, а отопление преимущественно электрическое.

В центре Лиможа расположен Кафедральный собор святого Этьена в готическом стиле. Утром на площади у собора проводился блошиный рынок. Его проводят по воскресеньям и не каждую неделю. Мне повезло, что я на него попал.

Доехав до Бордо остановился в гостях у француженки Ману. Вечером мы пошли с ней гулять по городу, прихватив с собой ее друзей Еву и Колю. Коля украинец и поэтом мы говорили по-русски. Ночью жизнь в Бордо оживает – много людей на улицах, в ресторанах и барах, а днем никого почти нет.

 

Я, Коля, Ева и Ману
Я, Коля, Ева и Ману
Я и Ману на фоне Дворца Галлиена (Амфитеатр Бордо)
Я и Ману на фоне Дворца Галлиена (Амфитеатр Бордо)

Из Бордо я поехал прямиком к побережью атлантического океана. Подъезжая к берегу я увидел указатель на Дюну в Пиле. Это широкий длинный песчаный холм, за которым был океан. Оставив свой велосипед я полез на дюну, чтобы искупаться в океане. С того момента мой маршрут пролегал вдоль побережья на юг.

Велодорожка вдоль побережья
Велодорожка вдоль побережья

 

Испания

Рельеф в Испании очень сложный – много подъемов и спусков, дороги извилистые. Автомагистрали идут напрямик по эстокадам, но я ехал по старым дорогам, которые петляют среди гор. Там я часто встречал паломников-пилигримов, которые шли по дороге в Сантьяго-де-Компостела. Меня удивляло, как эти пилигримы так далеко идут пешком! Это сотни и даже тысячи километров.

На трассах я часто встречал группы велосипедистов-спортсменов, которые ехали в два ряда, занимая половину полосы, а машины терпеливо уступали им дорогу и не обгоняли, т.к. везде стоят знаки предупреждающие о велосипедистах на дороге и требующие держать боковую дистанцию от велосипедиста на 1,5 метра.

В одном ресторане я встретил местного жителя, который рассказал, что северная часть Испании – земля Басков. Климат тут отличается большей влажностью и обилием зелени, а южная Испания более жаркая и сухая.

В крупных городах как Мадрид и Барселона я не побывал, в маленьких был проездом.

img_4530В Испании развита тяжелая и нефтяная промышленность, поэтому в расположенных рядом с заводами портовых городах, много однотипных высоких домов, население плотное и не везде чистота и порядок, воздух пропитан промышленными парами.

Недалеко от города Льянес я остановился в отличном кемпинге Playa De Troezo – это самый лучший кемпинг из всех, что мне довелось посетить. Палатку поставил прямо на берегу океана. Вид очень красивый, рядом есть лестница, которая ведет к пляжу. В океана чистая вода, красивые скалы и большие волны, как мне нравится. За кемпинг заплатил всего 8 евро.

Долгое время я двигался вдоль западного побережья, а когда свернул вглубь материка у города Тапия-де-Касарьего, начался затяжной подъем в гору. Часа полтора поднимался. Я заметил, что когда отдаляешься от берега, становится прохладнее. По утрам было холодно и сильный туман, а днем становилось жарко, особенно когда поднимаешься в гору. На одном таком подъеме меня ждал сюрприз – природный источник с питьевой водой. Поток довольно мощный, вода ледяная и прозрачная.img_4707

Португалия

В целом Португалия мало отличается от Испании, но страна более бедная. Много заброшенных домов, магазинов, бензозаправок – такие места выглядят одичавшими. Исключение – крупные города. Дороги часто разбитые, а водители лихо обгоняют и не включают поворотники.img_4713

Порту – старинный город, второй по величине в Португалии. Там протекает широкая река Дору, с высокими берегами, через которую проложены гигантские мосты. Исторический центр является культурным достоянием страны. В городе ходят трамваи, внешний вид которых сохранился с XIX века.img_4754

img_4728В Португалии безумно красивые закаты. Солнце опускаясь над океаном заливает светом водную гладь. Вдоль побережья я часто проезжал через курортные города.

Доехав до Мыса Рока, самой западной точки континента я почувствовал, что я на краю земли, а впереди лишь бесконечный океан. Мыс Рока – высокий скалистый берег, на котором возвышается маяк. Это популярное место среди туристов.img_4823

img_4815За несколько дней до приезда в Лиссабон мне удалось купить дешевый обратный билет на прямой рейс Лиссабон – Москва, поэтому в самом городе я был один день – погулял, посмотрел достопримечательности, познакомился с местной кухней, а на следующий день полетел домой.

img_4912Про еду

На протяжении всего путешествия я питался в кафе или покупал еду в супермаркетах. Газовой горелки у меня не было, сам ничего не готовил.

Больше всего мне понравилась еда в Польше и Чехии. В ресторанах можно было поесть вкусно, много и недорого. Еда и продукты в магазинах близкие к тем, которые я привык есть в России, выбор большой.

В других странах я чаще всего покупал еду в супермаркетах. В Воскресенье во Франции и Германии все магазины закрыты, поэтому надо запасаться едой заранее.

Немцы в основном едят картошку с мясом или сосисками и это стоит порядка 8-10 евро. Выбор салатов небольшой, все пресное и невкусное.

Во Франции в ресторанах и кафе очень дорого, мне хватило одного раза когда я поел блинов за 40 евро. Зато в супермаркетах можно купить большие порции разных готовых блюд и продукты по приемлемым ценам.

В Испании и Португалии тоже закупался в магазинах, а тратить время на рестораны мне не хотелось. Покупал сыр, хлеб, молоко, шоколад, орехи, фрукты – этого мне хватало.

В Последний день в Лиссабоне я наелся вдоволь в разных ресторанах на 50 евро.

Мое путешествие длилось 44 дня, я проехал 5535 км.

За это время мой велосипед ни разу не ломался, колеса не прокалывал, периодически менял цепь для предотвращения износа.

Изначально я планировал вернуться домой своим ходом, посетив Италию, но доехав до Лиссабона я решил поставить точку, т.к. к этому времени я соскучился по дому, уюту и вкусной домашней еде. Я получил массу ярких впечатлений, познакомился с новыми людьми, впервые увидел горы и океан. Надеюсь, я еще не раз испытаю этот опыт.

Всем спасибо. Ярких вам путешествий!

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *